Умер Билл Стоун, инженер March и Reynard

c6dc06aa

Билл Стоун Новозеландец оставил большой след в истории автомобильного спорта и Формулы 1, где работал до конца прошлого десятилетия

В Австралии в возрасте 72 лет ушел из жизни инженер гоночных автомашин и исключительный человек Билл Стоун. Предлагает вам рассказ о нем, написанный одним из основателей команды BAR Эдрианом Рейнардом и размещенный в еженедельнике Autosport (публикуется с сокращениями).

«Билла Стоуна по праву является главным персонажем в истории организаций March и Reynard. Он появился на свет в 1939 году и провел детство на ферме опекунов в круге тракторов. Его первые гоночные успехи пришли в состязаниях по спринту и росту на пригорок в автомобиле Ягуар XK120 и Купер МК9-Norton. В 1964 году Билл получил Купер T52, раньше принадлежавший Денни Хьюму, и два раза принимал участие на нем в Гран При Австралии, где его конкурентами были Грэм Хилл и Джеки Стюарт.

В 1967-м он завершил данную гонку восьмым, сзади Стюарта и Джима Кларка, однако обойдя на Brabham BT6 Хьюма и Джека Брэбэма. На данной же автомашине Стоун позднее играл в Тасманской серии.

Переехав в Англию, Билл для начала приобрел у Фрэнка Уильямса разделенный Brabham BT21, который совместно с собственным другом Джимми Стоуном возродил – и применял для автогонок по всей Европе. В 1969-м он получил Макларен М4A, однако в то же время оказался в трудной денежной обстановки. Тогда и вышел на сцене автомобильный инженер Робин Хёрд, который сильно поменял жизнь Билла.

Он просил Стоуна участвовать в подготовке первой в истории автомашины компании March – модификации 693. Новозеландец стал первым работником, принятым в March Engineering Ltd, он приложил свою руку к образованию нескольких автошасси, потом стал консультантом производственного отделения и управлял работами над техникой Ф3, Ф2 и Ф1.

В 1971 году на фабрику March прибыл молодой инженер Эдриан Рейнард. Его встреча со Стоуном привела к образованию компании Sabre Automotive. Билл ушел из March и начал работу в маленькой комнатушке, имея в собственном постановлении только чертежную доску. Рейнард в ту время еще возобновлял изучение, однако помогал компаньону в меру своих возможностей. Заказчиками Sabre стали знаменитые в гоночном мире имена: March, Chevron, Mallock. К слову, доставляя как-нибудь очередной предзаказ для Mallock, Билл и представить не мог, что молодая женщина, дочка владельца, открывшая ему дверь, вскоре будет мисс Стоун.

Когда Рейнард обрел диплом и перешел к проектированию автомашин Формулы Форд, организация Sabre стала на самом деле выгодной. Билл сумел дать молодому конструктору собственный опыт, и в скором времени они стали отличными приятелями. В 1976 году Стоун с женой приняли решение прийти в Австралию, и Sabre поменяла наименование на Reynard Racing Cars. Эдриан оставил философию собственного наставника и к 90-м годам сделал собственное творение одним из самых крупных во всем мире изготовителей гоночной техники.

Тем временем Билл Стоун приобрел 60 акров земли, разбавлял там овец, организовал заводик по переработке старых авто и потихоньку собирал прицепы-трейлеры. Однако любовь к автогонкам взяла верх – он пришел в Великобританию и пустил там проект Fred Stone Engineering, снова занявшись изготовлением компонентов и участков для Mallock. Потом новозеландец стал консультантом туринговой команды Форд, а в 1995-м уверил собственного бывшего приятеля Рейнарда приняться за высокомерный проект подготовки автомобилей класса седан Крайслер для североамериканских состязаний. Титул был завоёван в 1-м же году.

Когда в 1997 году Рейнард стал одним из основателей команды BAR F1, первым человеком, принятым туда на работу, стал как раз Стоун. Он сыграл значительную роль в обустройстве базы и комплекте штата – некоторые из этих людей по сию время продолжают работать в Брэкли, сейчас как работники Мерседес. Билл устроил деятельность конструкторского бюро и экспериментального отдел тогда, когда главное сооружение базы лишь основывалось.

В 2001-м Пол Стодарт позвал Стоуна на работу в Minardi, где тот и оставался до конца десятилетия – до того, чем полностью прийти в Австралию. Невзирая на возраст, он возобновлял активно принимать участие в гоночной жизни. Собрав незначительный парк из разной техники, Билл тщательнейшим образом готовил её к региональным состязаниям и периодически выходил на старт. При этом не только для участия – его заключительная победа была одержана в заезде Формулы Форд в начале декабря 2011-го. Как выяснилось, заключительная в жизни.

Его наследство состоит не только лишь в том, что он видел в любом человеке лишь хорошее и добровольно дробился своей мудростью. Билл нес ауру смирной убежденности и, в то же самое время, мог воспринять любого, с кем разговаривал, горячим стремлением достичь огромных свершений.

Он ушел из жизни во сне, в собственном жилище, 10 мая 2012 года».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *